Гул
и шум вертолета ми-8 , готового взлететь, белоснежные пики вершин и
нескончаемо длинные, заполненные солнечным светом поля, кулуары и
прострелы, паудерные скатки, всплывают в нашей памяти уже после
недельного возвращения на родину и уже точно навсегда запомнятся одним
из ярких моментов наших фрирайд приключений. Это было просто потрясающе -
хелиски в сказочных горах Тянь-Шаня, горной системы, расположенной на
территории 4 государств Узбекистана, Киргизии, Казахстана и Китая. А все
началось с того, что три года назад, наша команда в составе 3
первопроходцев побывала в этих горных местах и однозначно решила, что
быть здесь хелиски.
Про
уникальность этих мест и гор писать просто не хватит слов, стоит просто
набрать высоту полета хеликоптера и тогда ты понимаешь, почему Тянь-Шань
по-китайски означает "небесные горы".
Транспортировка команды из 16 человек на вершины склонов,
осуществлялась с помощью мощного российского вертолета Ми8 с приставкой
мтб, горная версия с более мощными турбинами, с улучшенными
летно-техническими характеристиками.
Ми8 (В-8, изделие «80»
советский/российский многоцелевой вертолёт, разработанный ОКБ М.Л. Миля в
начале 1960-х годов). Является самым массовым двухдвигательным
вертолётом в мире, а также входит в список самых массовых вертолётов в
истории авиации. Широко используется для выполнения множества
гражданских и военных задач.
Наш, был версии 1991 года, с яркой
дерзкой окраской алюминия в зелено голубые цвета и отлично красовался на
горном фоне.В кабине пилотов сидели два пилота и один борт инженер- все
как полагается, по нормам. В вертолете находится необходимое
спасательно-транспортировочное оборудование, GPS, спутниковый телефон,
аптечка. (Прим.: со следующего года, как нам рассказали местные
организаторы, уже будут закуплены вертолеты новых годов выпуска, будем
надеяться)
Про
наших гидов можно и нужно написать отдельно. Команда гидов, в составе
Руслана и Антона и гида- лавинщика Альберта Степановича, настоящие
профи своего дела, имеющие огромный опыт и знания по технике лавиной и
горной безопасности.
Альберт
Степанович нас всех поразил особенно, он является одним из основателей
хели в Узбекистане с 1989 года. И знает здесь все про места и районы
катания. Это тот человек, про которого можно сказать "возраст не имеет
значения", "ride like a god" так его называют приезжающие иностранные
фрирайдеры.
По его рассказам
все начиналась в Узбекистане с того, что вертолет закидывал в горы
местных фрирайдеров и уже с 1993 года стали приезжать первые группы.
Получается, что хели в Узбекистане больше 20 лет и это огромный опыт!
Катальная программа
Наше
летное время по программе составляло 8 часов. При хорошем раскладе, его
можно выкатать за три – четыре дня. Вылет с 9:00 утра и прилет в
Пирамиды в 15:00. Кажется не много, но это только в начале. Катание в
темпе нон-стоп, с перерывом на ланч в горах. К прилету в отель
чувствуешь, что это как раз то, что нужно, чтобы остались силы на
следующий день. На следующий день после 15-20 минутного подьема в горы
при виде широких горных пейзажей, ты забываешь про усталость. При
спуске по свежему порошковому снегу можно даже немного расслабиться и
получить кайф. Кстати, нашей группе еще повезло тем, что за день до
нашего приезда в горах прошел паудерный снегопад.
Летно-катальных дня у нас получилось три.
Первый
день катали район Бельдерсай. Первая точка заброса была гора Майгашкан
2310м. Перепад высот составлял 600-700м. Три спуска. Затем нас
закинули на вершину горы Кызылнура 3260 м. где мы скатились еще пару
скаток. Но как оказалось, это была только разминка для первого
катального дня.
Второй день исследовали район озера Ихнач.
Максимальная высота высадки 3650 м. Высота подбора вертолетом 2000- 2200
м. Максимальный перепад высот за один спуск 1400 м. Минимальный перепад
высот за один спуск 1200м.
Два спуска с горы Триангуляр 3600м. через левый и правый орографические
ущелья. Левое ущелье более широкое и пологое. Уклон составляет около
30- 45 градусов. Максимальная ширина ущелья около 200 м. Правое ущелье
более узкое и крутое в верхней части. Уклон составляет 30-55 градусов.
Максимальная ширина ущелья 130- 150 м. В нижней части оба ущелья
соединяются в одно главное ущелье. Средний уклон на спуске около 25
градусов. Максимальная ширина ущелья 300 м.
Один
спуск с вершины Балда 3600м. После спуска наши гиды нам раскрыли
тайну, что этот спуск делается первый раз, и мы можем назвать его в
честь нашей группы. Назван он был «Сибирячка».
Один спуск с плеча Словения 3650м. Уклон на спуске составляет 30-55 градусов. В нижней части спуск сильно выполаживается.
Один спуск с Мышиного перевала 3600 м. Высота высадки 3000 м. В
верхней части спуск проходит по контрфорсам. Уклон на спуске около 40
градусов. В нижней части выкат в главное ущелье.
Третий день катали и исследовали различные районы.
Первый
спуск сделали по ущелью Испай. Максимальная высота высадки 3650 м.
Высота подбора вертолетом 1900м. Максимальный перепад высот за один
спуск 1800 м. Средний угол на спуске 30- 35 градусов. Максимальная
ширина ущелья около 150 м.
Три
спуска с вершины Падар. Высота 3564 м. Высота подбора вертолетом 1500
м. Максимальный перепад высот за один спуск 2060 м. Средний уклон на
спуске 30 градусов. Максимальная ширина ущелья около 200 м.
Заключительный спуск осуществляли с северо - западного гребня вершины
Большой Чимган. Высота высадки 2300 м. Уклон на спуске составляет около
30- 35 градусов.
Мотивация
Побывав
здесь раз, появляется огромное желание вернуться сюда вновь. На то есть
несколько причин. Во первых, это конечно же горы и их масштабы,
чудовищные возможности фрирайда, нескончаемые просторы и чистейшая
целина. Во вторых, спасибо встречающей стороне Asia Adventures, которые сработали на все сто, и без которых наше пребывание не было бы столь комфортным и безопасным.
Еще
хочется упомянуть саму страну Узбекию. Место контрастов, экзотики и
азиатского гостеприимства, в сочетании с мультикультурой древнего
Шелкового пути. Везде есть дикий беспорядок и дружелюбный хаос. Но
нельзя не удивляться, как в этом многообразии и простоте в любом случае
все работает и развивается. Узбекистан завораживает и одновременно
притягивает. Цены здесь как и во многих азиатских странах очень
доступные, а еда отменная- ее всегда много и вкусно.
Дата поездки: 26.02.14 - 04.03.14г.
Текст: Субботина Катерина
Фото: Рекунов Константин, Багаутдинов Рустам