Поговорим о человеческом факторепри сходе лавин, а именно о том, как максимально уменьшить свое собственное влияние на снег, дабы избежать печальных последствий. Для начала рассмотрим факторы на спуске. Как известно, лавины бывают от линии (снежные доски) и от точки (лавины из рыхлого снега). Сход снега происходит, когда сила, удерживающая снег «проигрывает» силе, стремящейся этот снег унести вниз, т.е. имеем два фактора: нагрузка на склон и сила удержания снега на склоне.
Сначала про доски. Отечественныелавинщики, например Сергей Веденин, утверждают, что лавину нельзя подрезать, а можно только нагрузить. Другими словами, они исключают фактор снижения удерживающей силы райдером путем «отрезания» кантами куска доски. Другая точка зрения от не менее серьезных спецов – доску можно подрезать. Если доска плохо сцеплена с подстилающей поверхностью, то, грубо говоря, она «висит» на склоне за счет сцепления своими «боковыми гранями» со снегом выше по склону и по бокам, а также, уперевшись в снег ниже по склону. Если разрезать эти связи – удерживающая сила уменьшится. Подобную доску мы видели пару дней назад на южном склоне в Ергаках. Стоило нарушить целостность доски, закантовавшись, воткнув палочку или наступив ногой – куски снега стремительно ехали вниз даже на небольших уклонах. В связи с этим, существует правило, запрещающее пересекать склон поперек, траверсить, чтобы "не подрезать доску". Истину о подрезании досок, либо невозможности их подрезать, искать не нам. Благо, в обоих случаях поперечное пересечение склона опасно и правила поведения универсальны. В следующем видео, снятом одними из лучших гидов России, рассказано о том, как правильно передвигаться по склону. Смотрите примерно с середины, хотя весь фильм очень познавателен и полезен для фрирайдера.
Лавина из точки – это сходрыхлого снега: свежего и желанного пухляка, либо, например, старого перемерзшего зернистого. Это та причина, по которой рекомендуют не катать свежий паудер, а дать ему 3 дня, чтобы он закрепился на склоне. Ребята, погибшие в прошлом году в Лужбе, попали именно в такую лавину. Они катались сразу после длительного мощного снегопада. Если говорить о свежем снеге, опытные люди научили меня смотреть склон на предмет небольших горизонтальных трещин. Снег как бы коробится от собственной массы. Много сухого перемерзшего снега довелось увидеть в Киргизии - он вообще не держится на склоне. Осыпается до грунта даже на участках с относительно небольшим уклоном - только нагрузи. Кстати, для снега Средней Азии перемерзание вовсе не обязательно - он итак очень сухой и сыпучий.
В этом посте хотелось бы подойти поближе к практике. Давайте делиться рассказами из личного опыта и реальными ситуациями. Без этого даже огромные массы теоретической информации абсолютно бессмысленны.